Новое противораковое средство убивает раковые клетки и стимулирует иммунитет
Ноя 05, 2020 | 10:53 / Интересная информация

Команда из трех химиков из Национального университета Сингапура и Городского университета Гонконга разработала новое противораковое лекарство на основе платины, способное не только убивать раковые клетки, но и активировать противоопухолевый иммунитет. Статья была опубликована в престижном химическом журнале Angewandte Chemie International Edition и была специально отмечена на титульном развороте журнала.

Противораковые препараты платины, такие как цисплатин, карбоплатин и оксалиплатин, активно применяются по всему миру для лечения различных опухолей. Несмотря на их высокую эффективность, такая химиотерапия осложняется сильными побочными эффектами: облысением, сильной тошнотой, рвотой и общим снижением иммунитета. Это связано с тем, что классические платиновые препараты, атакующие ДНК быстро делящихся раковых клеток, также повреждают здоровые быстро делящиеся ткани, такие как кожа, костный мозг и клетки слизистой желудочно-кишечного тракта.

Аспирант Макс Там под руководством замдекана химического факультета Национального университета Сингапура профессора Ви Хана Анга обнаружил, что определенные химические модификации цисплатина не вызывают повреждений ДНК, зато активируют собственную иммунную систему организма на распознавание «вражеских» раковых клеток.

«Наше лекарство называется PlatinER, так как действует не на ДНК, а на эндоплазматический ретикулум — специальную клеточную органеллу, ответственную за правильную работу белков, — рассказывает Макс Там. — В результате действия лекарства белки в раковых клетках начинают сворачиваться неправильно, и эндоплазматический ретикулум оказывается в состоянии сильного стресса. В итоге раковые клетки, не способные справиться с таким стрессом, начинают экспрессировать сигналы «Съешь меня!», «Найди меня!», а затем клетки нашей иммунной системы распознают эти сигналы и запускают программу уничтожения вредоносных раковых клеток».

«В этом случае говорят об активации иммуногенной клеточной смерти, — добавляет руководитель лаборатории по разработке инновационных противораковых лекарств Городского университета Гонконга, наша соотечественница профессор Маша Бабак. — PlatinER не только убивает раковые клетки, но и запускает противоопухолевый иммунитет, что приводит к регрессии онкологического заболевания. Мы надеемся, что наше соединение позволит снизить рецидивы после проведенной первичной химиотерапии».